нареч. качеств.-количеств.
1. Во всей совокупности; полностью, целиком.
2. перен.
Не касаясь частностей, деталей; вообще.
нареч. качеств.-количеств.
1. Во всей совокупности; полностью, целиком.
2. перен.
Не касаясь частностей, деталей; вообще.
наречие
Не выделяется знаками препинания.
Правда, у Госбанка сейчас появились свои бандиты, так что ситуация чуть сложнее, но в целом картина не изменилась. В. Пелевин, Generation «П». Ну, а вообще как тебе это все... ну весь обряд в целом? А. Вампилов, Прощание в июне.
нареч, кол-во синонимов: 21
в итоге (14)
в общем (25)
в общем и целом (11)
в общих чертах (21)
в основном (24)
в сумме (13)
вкруговую (7)
вообще (31)
всего (51)
итого (8)
короче (29)
короче говоря (7)
не вдаваясь в подробности (25)
обобщенно (26)
паушальный (4)
по большому счету (16)
целиком (72)
не касаясь частностей, вообще, всего, итого, в основном, в общих чертах, не выделяя частностей, не вдаваясь в подробности, в общем, в общем и целом, по большому счету, в сумме, в итоге, не входя в подробности, обобщенно, в общей сложности
быть
У меня в целом свете никого, кроме Сашки.
Д. Донцова, Хождения под мухой. - По-моему, это просто гениальная вещь, в целом свете нет ничего лучше. (Реч.)
культурологический комментарий:
В основе образа фразеол. лежат древнейшие, восходящие к архетипическим формам ви/дения мира, т. е. к наиболее древним формам коллективно-родового (надличностного) осознания и моделирования мира-хаоса, противопоставления "свет - тьма", "жизнь - смерть", "свой - чужой", а также противопоставление "известный - неизвестный". Согласно древнейшим мифологическим представлениям, освещая землю, солнце передаёт её во власть добрых сил, а скрываясь на ночь, оставляет землю во тьме и во власти зла. (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 349.) Соответственно свет - это не только лучистая энергия, воспринимаемая зрением, но и весь мир, который виден, а потому может быть познан, освоен.
Образ фразеол. восходит к библейским текстам. Свет, который был отделён от тьмы первым Божественным деянием (Быт. 1: 1-4), и всё существующее на земле имеют Божественное происхождение и подчинены Божьей воле; ср. одно из возможных определений к слову свет - Божий (напр., появиться на свет Божий).
Образ фразеол. основан также на архаическом представлении о нерасчленённости времени и пространства: временна/я характеристика (рассвет после тьмы, светлое время дня) развёртывается в пространственную - свет как земные пределы, в которых протекает жизнь человека; ср.: "[В Древней Руси] "Свет" существует только здесь, на Земле, он конкретен и пространственно ограничен, он очевиден". (Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000. С. 232.) Сочетание компонента белый (изначально "светлый, прозрачный") с компонентом свет представляет собой, с одной стороны, поэтическое повторение типа путь-дорога, скорбь-тоска и др. (т. е. белый свет - это "светлый свет"), а с другой стороны, свидетельствует о разграничении представлений о времени и о пространстве. (Там же. С. 232-234.) Белый свет может употребляться как эквивалент Божьему свету [ср. света белого (Божьего) не видеть, покинуть белый свет, покинуть свет Божий].
Это мировидение получило развитие в более поздних христианских представлениях, согласно которым белый свет (этот свет) противопоставляется загробному миру (тому свету - месту пребывания душ умерших людей, а также божественных и демонических сил) как мир явный, ощутимый, временный миру неизвестному, скрытому, непознаваемому, вечному. см. также комментарий к НА ТОМ СВЕТЕ.
Компонент фразеол. свет соотносится с пространственным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён, обозначающих членение пространства, и с отношением человека к этому членению, о чём свидетельствует и форма предл. п. с пространственным предлогом "на". Он также соотносится с религиозно-духовным кодом культуры, т. е. с совокупностью религиозно-нравственных установок, в данном случае - с представлением об этом свете как о временной земной жизни.
Образ фразеол. основан на пространственно-временно/й метафоре, в которой видимый земной мир со всем существующим в нём уподобляется физическому природному явлению.
фразеол. отображает стереотипное представление о мире в целом, при этом компонент свет выступает в роли символа жизненного бытия.
автор:
И. С. Брилёва